Закон о тротуаре между частного дома и придомовой с изменениями 2024 года

Обладание имуществом на праве собственности означает не только наличие прав по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Собственники зданий, строений, сооружений и других объектов, как правило, сталкиваются с проблемой содержания и самого объекта, и прилегающей к нему территории.

В большинстве случаев субъекты предпринимательской деятельности осуществляют благоустройство, уборку и содержание прилегающей к принадлежащим им объектам территории по доброй воле и собственной инициативе. Однако нередко обязанность содержать прилегающую территорию вменяется собственникам путем властного предписания органов местного самоуправления, закрепленного в соответствующих муниципальных правовых актах.

Более того, за ненадлежащее исполнение обязанностей по благоустройству прилегающей территории владельцы недвижимости привлекаются к административной ответственности на основании законов, изданных субъектами Российской Федерации.

Определение правил благоустройства территории, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий и т.п. законодательство относит к вопросам местного значения [1] .

Исходя из этого, принимая местные правила благоустройства, органы местного самоуправления нередко предусматривают в них обязанность владельцев недвижимости (а зачастую и нестационарных объектов) осуществлять содержание, уборку и благоустройство прилегающей к ней территории.

Организации и предприниматели, не согласные с таким порядком, предпринимали попытки судебного обжалования муниципальных правовых актов в сфере благоустройства, возлагающих на них обязанности по уборке прилегающей к их объектам территории, и такие попытки оказывались успешными [2] . В марте этого года владельцев недвижимости поддержал Верховный Суд РФ.

Определением от 12.03.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ оставила в силе решение Арбитражного суда Брянской области, которым были признаны не соответствующими законодательству Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска в части, возлагающей на юридических лиц обязанность соблюдать и поддерживать порядок на территориях, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности или аренды объектам недвижимости.

Верховный Суд, в частности, отметил, что обязанность осуществлять содержание прилегающей территории может быть возложена на собственников, владельцев, пользователей земельных участков и объектов недвижи мости либо на основании федерального закона, либо на основании договора, но не на основании решения органа местного самоуправления . Федеральное законодательство, в свою очередь, такой обязанности не предусматривает [3] .

Следует, однако, иметь в виду, что, если собственник или иной владелец объекта недвижимости либо земельного участка заключил с муниципалитетом договор, по условиям которого принял на себя обязательства по содержанию и благоустройству прилегающей к такому объекту территории, условия такого договора должны исполняться им надлежащим образом.

[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

к содержанию ↑

Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать

Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы. Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться? Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?

к содержанию ↑

Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование

Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них.

Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома. Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.

Закон действительно устанавливает 1 , что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е.

органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.

Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование.

Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.

к содержанию ↑

Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому

Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании.

Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно. Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома.

А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.

Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными. Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими.

Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем 2 .

Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде.

Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).

Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г.

№ 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно).

Мнение эксперта
Козлов Егор Леонидович
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.

Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.

к содержанию ↑

Обязанность по содержанию придомовых территорий

По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи.

То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.

Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания.

Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей. Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.

Интересно  Закон о дровах с изменениями 2024 года

В домах, где все помещения находятся в государственной или муниципальной собственности, стало обязательным проведение открытого конкурса для выбора управляющей организации. Но если в доме большая часть помещений находится в частной собственности, жильцы могут сами выбрать способ управления.

Как понять, какой из них окажется подходящим и повлияет ли он на размер платы за жилищно-коммунальные услуги?

При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.

Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него.

Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории. Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.

(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)

1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.

к содержанию ↑

Придомовая территория частного дома

Строительство частного дома на земельном участке под ИЖС предполагает не просто владение объектом недвижимости на праве собственности, но и обустройство прилегающей к нему территории.

При этом эксплуатировать и обслуживать гражданину приходится не только пределы установленного кадастром его личного земельного участка, но и несколько метров вокруг него.

Земля за пределами участка не принадлежит жильцу дома на праве собственности, ей, как правило, владеет муниципалитет. Используется она для проведения различных коммуникаций и строения инфраструктурных объектов.

Называется такой надел земли – придомовая территория частного дома. Не каждый владелец коттеджа знает свои права и обязанности по использованию придомовой территории.

к содержанию ↑

Размеры придомовой территории

Сколько метров придомовая территория частного дома по закону? Это основной вопрос, возникающий у владельцев коттеджей, которые ознакамливаются с обязательствами по ее эксплуатации. Они вынуждены использовать эту землю по определенным правилам, следить за ее сохранностью и состоянием.

Законодательством на 2024 год не установлены какие-либо общие для всех нормативы по размерам придомовых территорий частного дома.

В каждом конкретном случае может быть определён разный размер такой территории. Регионы вправе устанавливать самостоятельно территориальные нормативы.

Если в отношении многоквартирных домов все более понятно, то в частном секторе нормативы могут существенно различаться. Для многоэтажек обычно устанавливаются размеры придомовых территорий в 3-6 метров. Для частных домов чаще определяют размер придомовой территории в среднем в пределах 1,5 метров от края забора.

Можно ли огораживать эту территорию? Если она принадлежит муниципалитету, огородить эти 1,5 метра нельзя по собственному желанию. При такой необходимости нужно сначала оформить участок в частную собственность, и только после этого совершать на нем любые законные манипуляции.

Обычно для определения размера придомовой территории используется специальная формула. По ней площадь дома нужно умножить на удельный коэффициент части земли, который определён СНиПом.

Мнение эксперта
Козлов Егор Леонидович
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.

Если есть необходимость точного определения границ придомовой территории, нужно заглянуть в план участка со всеми отмеченными на нем постройками.

к содержанию ↑

Правила содержания придомовой территории

Чтобы разобраться в возможностях законного использования придомовых территорий, нужно вновь обратиться к законодательству о многоэтажных домах.

Прежде всего правила пользования предполагают, что гражданин будет бережно относиться к придомовой территории, соблюдать порядок и безопасность ее использования.

Собственник строения вправе самостоятельно определять, какие именно работы будут проводиться на участках придомовой земли.

Как правило, к обязанностям по эксплуатации придомовых территорий относятся:

  • Озеленение земли и ее благоустройство;
  • Уборка участка от мусора и снега;
  • Облагораживание общей земли;
  • Установка мусорных контейнеров.

Кроме того жильцы должны обеспечивать нормальное функционирование коммуникаций и свободный подъезд автомобилей и служб экстренной помощи.

В последние годы часто оговаривалась проблема перегораживания проезда автомобилями жильцов частного сектора при движении машин скорой помощи. Экстренные службы теряли драгоценное время из-за неправильного использования кем-то из жильцов своей придомовой территории.

Уборка земли и озеленение

Особо остро стоит вопрос, кто должен убирать придомовую территорию частного дома? Обычно никто из жильцов не хочет этого делать, ведь земля им на праве собственности не принадлежит.

Однако это неправильно. Уборка придомовой территории является одной из ключевых обязанностей жильцов частного сектора.

Многие часто выбрасывают собственный мусор за забор, полагая, что таким образом они перестают нести за него ответственность. Никто не обязан из городских служб убрать такие отходы.

Уборку снега должны производить жильцы, если земля принадлежит им на праве собственности. Но дороги – это имущество муниципалитета, и отчищать их от снега приходится именно ему.

Обычно делегируют такие обязательства управляющим компаниям, которые обслуживают частные посёлки. Жильцы домов при этом оплачивают их труд.

Кто должен спиливать деревья на придомовой территории частного дома? Обязанность ухода за растительностью принадлежит собственнику земли. Если придомовая территория не приватизирована, при необходимости спила деревьев можно обратиться в управляющую компанию.

Озеленение – это не обязанность жильцов частного сектора, а скорее их право. При желании они могут облагородить территорию вокруг дома зелёными насаждениями, цветами, клумбами и прочей растительностью. Повлияют эти действия только на внешний вид посёлка.

Освещение и асфальтирование

В отношении асфальтирования и освещения придомовой территории действуют те же правила: кто является собственником земли, тот и выполняет данные обязательства. Жильцы вправе потребовать у муниципалитета установить освещение не участке.

Если же земля приватизирована несколькими соседями одновременно, можно договориться о порядке общей установки декоративных или функциональных светильников.

В посёлках частного сектора часто действуют жилищные кооперативы. Именно на их собраниях решаются вопросы о сборе денежных средств на асфальтирование придомовых территорий за заборами соседей. Одинаковый стиль и порядок в посёлке создают привлекательный вид и повышают спрос на покупку такого жилья.

Можно ли построить гараж на придомовой территории? Возвести любое строение можно только в том случае, если эта земля приватизирована. Кроме того должно быть получено разрешение на строительство.

Ведь Ваш гараж может кому-то мешать из соседей, загораживать солнечный свет, мешать проезду больших автомобилей. На муниципальной земле строить гараж нельзя.

к содержанию ↑

Что грозит за нарушение правил пользования?

Жильцам, которые категорически не соблюдают правила пользования придомовыми территориями, грозит ответственность. Нельзя портить общественное имущество, проведённые муниципалитетом коммуникации. За вандализм серьезных масштабов нарушителям даже может грозить уголовная ответственность.

Но чаще всего обычное халатное отношение, не соблюдение порядка на придомовой территории приводит только к административным взысканиям.

Можно привести несколько примеров привлечения жильцов частного сектора к ответственности по таким основаниям:

Часто придомовые территории в частном секторе становятся объектами судебных споров. Соседи иногда не могут договориться о совместном использовании такой земли с учетом интересов каждого из них.

Придомовая территория – это не границы земельного участка, на котором осуществлено строительство частного дома, это территориальный радиус вокруг забора земельного надела.

Мнение эксперта
Козлов Егор Леонидович
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.

Принадлежать придомовая территория может как муниципалитету, так и частному владельцу, выкупившему ее или оформившему на себя по приватизации.

Каждый житель частного дома должен соблюдать правила использования придомовых территорий, облагораживаться их, не захламлять мусором. В противном случае за свои неправомерные действия ему может грозить реальная ответственность.

к содержанию ↑

Закон о тротуаре между частного дома и придомовой с изменениями 2024 года

Главная Блог Прилегающая территория. Часть первая: апелляционное определение СК по административным делам ВС РФ от 05.07.2019 г. № 2-АПА19-5

Прилегающая территория. Часть первая: апелляционное определение СК по административным делам ВС РФ от 05.07.2019 г. № 2-АПА19-5

Источник фото: https://www.pexels.com/

В г. Вологда в ноябре 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении по ст.

Интересно  Как написать жалобу в налоговую инспекцию на компанию анонимно

3.1 Закона Вологодской области «Об административных правонарушениях» в отношении ООО УК «ЖКЦ», которое, управляя домом № 51 по Советскому проспекту, допустило нарушение пунктов 3.1, 3.6.1, 4.2.1 Правил благоустройства г. Вологды, а именно не скошена трава на сформированном земельном участке дома и прилегающей территории.

Постановлением административной комиссии в декабре того же года ООО УК «ЖКЦ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 3.1 Закона Вологодской области «Об административных правонарушениях», назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не оставив дела так, ООО УК «ЖКЦ» обратилось в Вологодский областной суд с требованием признать недействующими с момента вступления в действие п.п. «з» п. 3.6.1, п. 3.6.2, п. 3.6.3, 3.6.4 — применительно к п. «з» п. 3.6.1 Правил благоустройства МО «Город Вологда».

Чтобы рассуждать предметно, приводим интересующую нас часть упомянутых Правил благоустройства:

«3.6. Собственники и (или) иные законные владельцы зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в следующих случаях и порядке:

3.6.1. Внешняя часть границ прилегающей территории определяется на расстоянии 15 метров по периметру от границ здания, строения, сооружения, земельного участка, за исключением следующих случаев:

а) для отдельно стоящих нестационарных объектов торговли, бытового обслуживания и услуг (в том числе расположенных на посадочных площадках общественного транспорта) — 10 метров по периметру;

б) для отдельно стоящих тепловых, трансформаторных, распределительных подстанций, зданий и сооружений инженерно-технического назначения — 5 метров по периметру;

в) для гаражно-строительных кооперативов, садоводческих, дачных, огороднических некоммерческих объединений граждан, автостоянок, автозаправочных станций, автогазозаправочных станций, объектов по продаже, обслуживанию и ремонту автотранспорта — 20 метров по периметру;

г) для линий железнодорожного транспорта общего и необщего пользования — 5 метров с каждой стороны железной дороги, но не более границ охранной зоны и пределов полосы отвода железных дорог;

д) для наземных, надземных сетей и сооружений инженерно-технического обеспечения — 5 метров с каждой стороны от сетей и сооружений инженерно-технического обеспечения, но не более границ охранной зоны сетей и сооружений инженерно-технического обеспечения;

е) для рекламных конструкций — 5 метров по периметру (радиусу) основания;

ж) для площадок для установки мусоросборников — 5 метров по периметру;

з) для многоквартирных домов — в соответствии с подпунктом 3.6.2 пункта 3.6 настоящих Правил.

3.6.2. Внешняя часть границ прилегающей территории для многоквартирных домов определяется в пределах 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ дома.

3.6.3.Внешняя часть границ прилегающих территорий, определённая согласно подпунктам 3.6.1, 3.6.2 пункта 3.6 настоящих Правил, ограничивается ближайшим к зданию, строению, сооружению, земельному участку краем проезжей части дороги общего пользования или линией пересечения с внешней частью границы прилегающей территорией, определённой в соответствии с настоящими Правилами.

При перекрытии (пересечении) прилегающих территорий внешняя часть границы прилегающих территорий устанавливается на равном удалении от зданий, строений, сооружений, земельных участков.

В случае если здание, строение, сооружение, земельный участок, в отношении которых определяется внешняя часть границы прилегающей территории, граничат с охранной, санитарно-защитной зоной, зоной охраны объектов культурного наследия и иной зоной, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, внешняя часть границ прилегающей территории такого здания, строения, сооружения, земельного участка не должна пересекать границы указанных зон.

3.6.4. Работы по содержанию прилегающей территории включают:

  • скашивание травы (высота травяного покрова не должна превышать 15 см);
  • уборку мусора;
  • санитарную вырубку аварийных деревьев;
  • ежедневное подметание в весенне-летний период пешеходных коммуникаций (в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок), парковок;
  • уборку снега, устранение скользкости в осенне-зимний период пешеходных коммуникаций (в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок), парковок;
  • окраску малых архитектурных форм (1 раз год в весенне-летний период);
  • очистку урн и мусоросборников от мусора по мере его накопления.».

Вологодский областной суд и Верховный Суд РФ отказали ООО УК «ЖКЦ».

Скажем сразу, оспаривать именно такой «набор» не имело большого смысла, поскольку подпункты 3.6.1. — 3.6.4. Правил благоустройства являются конкретизирующими по отношению к пункту 3.6, в котором как раз содержится положение, являющееся первопричиной всего спора, взятое не с потолка.

Дело в том, что Федеральным законом от 29.12.2017 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) дополнена пунктами 36 и 37 следующего содержания:

«36) благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населённых пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;»;

«37) прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;».

Что можно отметить по содержанию указанных пунктов?

Во-первых, перечисление в п. 36 территории общего пользования (ТОП) и прилегающей территории (ПТ) как двух самостоятельных понятий. Перечисление их через запятую даёт повод считать, что ПТ не относится к ТОП, что это нечто.

к содержанию ↑

Комментарии

Вот такая же шляпа. Земельный участок отмежеван по границам самого дома, а омс пытается втюхать в содержание прилегающих гектары.

Доказательством грамотности юриста является его факт из текста, что Ховланская и Разворошнёвы — продажные сцуки! C’est ca!

Мнение эксперта
Козлов Егор Леонидович
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.

а самом деле нужно в каждом регионе изучить не только Правила благоустройства, но и региональный закон насчёт разграничения земель (суть примерная )

К сожалению, дело ещё и в региональном законодательстве. Федералы задают рамки, а регионы сами закручивают гайки и ещё хуже делают.

выгодно взять на баланс ОМС ПТ и миллионы под содержание получить, и благоустройство, что и делается на практике, без учета (без установления границ ЗУ и внесения в кадастр) этих ПТ,как объектов, оперируя в тендерной документации словами»вблизи» дома №. это в условиях круглой земли

А когда выйдет третья часть?

Добавить комментарий

Рассылка новостей ЖКХ

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

Интересно  Налоговый кодекс РФ с изменениями 2024 последняя редакция

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

к содержанию ↑

Муниципалитет вправе обязать владельцев помещений в МКД содержать территорию вокруг дома

Раньше суды признавали недействительными нормы муниципальных правил благоустройства, которые противоречили статье 210 ГК. В ней сказано, что собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества.

Сейчас начинает складываться другая судебная практика. В результате стало проще обязать владельцев недвижимости участвовать в содержании территорий, прилегающих к объектам.

Расскажем, для кого можно предусмотреть такую обязанность и в каких документах ее прописать.

к содержанию ↑

Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории

Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД.

Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования. Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет.

Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК. Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.

Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4

ПРИМЕР 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилой пристройки к МКД. В результате его здоровью был причинен вред средней тяжести. Гражданин обратился в суд с иском к управляющей организации и ИП — собственнику нежилого помещения. Истец потребовал взыскать с ответчиков утраченный заработок и компенсацию морального вреда.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца. Они руководствовались пунктом 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска».

В этой норме сказано, что убирать территорию, прилегающую к границам здания, обязаны лица, которые ведут на этой территории или в здании хозяйственную или иную деятельность. Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.

Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Он указал, что лицо, которое не является собственником имущества, несет бремя его содержания только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором.

Правила благоустройства к федеральному законодательству не относятся. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ разрешает органам МСУ устанавливать порядок участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающих территорий.

Но возложить на собственников обязанность по содержанию территории помимо их воли нельзя (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).

Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положений правил благоустройства города. Они обязывали юридических и физических лиц, а также ИП содержать в чистоте и порядке территорию, которая прилегает к зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости.

Эта обязанность была установлена для всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, принявших объекты в оперативное управление или хозяйственное ведение. Прокурор указал, что муниципальный правовой акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если она не находится в их собственности, владении либо пользовании.

Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.

Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования.

Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам. Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст.

16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично.

Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.

Правила благоустройства не устанавливают порядок определения границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке территории. Кроме того, они не устанавливают предельные размеры площади участка, обязанность по содержанию которого возлагается на граждан и юридических лиц, а также возможные случаи несения такой обязанности (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).

к содержанию ↑

Что изменилось

На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован

Мнение эксперта
Козлов Егор Леонидович
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.

28 июня 2018 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Законодатель ввел понятие «прилегающая территория».

Он также установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Правила могут определять границы таких территорий в соответствии с установленным региональным законом порядком.

Исключение предусмотрено для собственников и владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам МКД.

Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел очередное дело об оспаривании положений городских правил благоустройства. Решение, которое он принял, — хорошая новость для муниципалитетов.

ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.

Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий.

Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства. Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п.

13 ч. 2 ст.

45.1 Закона № 131-ФЗ). Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными.

В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).

Важно: Участие владельцев объектов недвижимости в содержании прилегающих территорий может быть в том числе финансовым

Автор статьи
Козлов Егор Леонидович
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.
Следующая
ДругоеДекретный отпуск для отца в России: может ли муж уйти за уходу ребенком, а жена работать по ТК РФ

Добавить комментарий

Adblock
detector